Про цифровое рабство или как освободить своего внутреннего раба
Дорогие друзья,

В последние две недели я столкнулась с новым для себя запросом в коучинговой работе. Знакомые, друзья, клиенты делятся тревожащим их состоянием: страхом оказаться в обществе, управляемом искусственным интеллектом. Страхом потери свободы. Страхом внезапно оказаться рабом.
В ответ на эту тревогу мне хочется задать, вероятно, неожиданный вопрос.

А кто из нас вообще-то свободен? Например, от денег. Или от мнения окружающих? От привязанности к близким? От негативных эмоциональных состояний и навязчивых мыслей? Наконец, от базового страха, страха смерти?
Кто из нас, имея высокий стабильный доход и гарантированный бутерброд с красной рыбой или вегетарианской колбасой, пойдет митинговать против политического строя, зная, что рискует этот самый доход потерять?
Декабристы.
Их было мало.
Кто готов выступить с мнением, отличным от мнения большинства и быть закиданными тухлыми овощами семейства пасленовых?

Кто готов оказаться на улице? Причинить боль близким или лишить их чего-то значимого?

Мы боимся несвободы? Напишите те, кто ни к чему не привязан, и кого нельзя дернуть за крючок. Я искренне попрошу поделиться, как вы пришли к этому результату, и буду транслировать ваш опыт дальше.

Лично я помню, как десять лет назад отказалась от поста Европейского финансового контролера в парижской штаб-квартире «Nestle Waters». Увы, не только потому, что супруг не хотел переезжать, но и потому что представить себе не могла, как оставляю нашу недавно приобретенную уютную московскую квартиру. Мне потребовалось десять лет, чтобы уйти от этой привязанности, но остаются и другие. Думаю, многие из вас станут в один ряд со мной.

Мы, так боящиеся несвободы, уже несвободны.
И что теперь?

Сам собой напрашивается ответ: становиться свободными. Но как?!! Понять механизм устройства Вселенной, хотя бы в той части, которая нам уже доступна.

Те, кто не отмахивается руками «сгинь, нечистая», при слове «эзотерика», вспомните В.Зеланда и его «Трансерфинг реальности». Как оказаться в желаемых обстоятельствах? Попасть на эту внутреннюю частоту. Хочешь жить в свободной стране свободным гражданином, чувствуй себя свободным гражданином. Не притворяйся, не воображай, чувствуй.

Те, кому ближе гранитное слово науки, обратитесь к трудам доктора биофизики и нейрофизиологии Джо Диспенза. «Квантовое поле реагирует не на наши желания, а на наше состояние бытия», - говорит доктор Диспенза. «Если вы сфокусируете внимание на конкретном образе у себя в уме и прибегнете к последовательности повторяющихся мыслей и чувств, ваш мозг и тело не будут знать разницы между тем, что происходит во внешней среде, и тем, что происходит в вашем внутреннем мире».

Внутреннее определяет внешнее. Пока мы несвободны внутри, мы всегда будем несвободны внешне. Тот, кто не готов терять, никогда не выйдет на баррикады. Выйдут те, кому терять нечего: привет, Великая Октябрьская. Правда, за лозунгами «Мир, Свобода, Братство» последовали коллективизация, репрессии, бараки ГУЛАГа и десятилетия железного занавеса. Потому как раб внутри навсегда останется рабом. Пока сам себя не освободит.
Как освободиться?

Не привязываться. Не привязываться вовсе не значит заковать сердце в железные латы и наслаждаться отсутствием чувств: теперь никто и ничто не смогут причинить мне боль. Это называется равнодушием и бессердечием. Не привязываться – означает любить, радоваться, испытывать боль, но… не бояться потерять. А если потерял – уметь остаться счастливым.

Также важно различать привязанности. Далай-лама в книге «Далай-лама о главном» говорит о двух видах привязанностей: хороших и плохих. Когда ум стремится к благим целям, это хорошие привязанности. «Мы должны отказаться от тех привязанностей, которые основаны на пристрастных взглядах... Ценное желание непредвзятого сердца – эта не та привязанность, которую следует отвергать».

Спросите себя, насколько вы свободны.
— Для этого достаточно найти полчаса времени, вооружиться ручкой, листом бумаги, уединиться и задать себе вопрос: «От чего мне трудно отказаться?»
Если быть честным самим с собой, можно обнаружить в этом списке не только дорогих и любимых людей, но и чашку дымящегося ароматного утреннего кофе, и ядреный французский сыр, и машину определенной марки, и сумку «именно вот этого» бренда. Нет ничего предосудительного, чтобы любить и ценить этот уровень комфорта. Мы имеем право быть такими, какие есть.

— Поделите выписанные пункты на две категории. Выражаясь словами Далай-ламы, это будут привязанности «непредвзятого сердца» и привязанности, основанные на пристрастных взглядах. Первые - оставляем, со вторыми – продолжаем работать.

—Задайте второй вопрос, направленный на «плохие» привязанности: «Я могу потерять это и по-настоящему быть счастливым?» Будьте искренне. Мы не святые, и в списке «не могу» у нас у всех будут свои пункты. Вот только чем длиннее этот список, тем больше мы несвободны. Полная же внутренняя свобода означает один всеобъемлющий ответ «Да». Когда-нибудь, мы сможем прийти и к ней. Сейчас же имеет смысл хотя бы сократить список.
Как оказаться в волшебном состоянии внутренней свободы? В очередной раз всех разочарую: волшебную пилюлю пока не придумали. Это путь. Процесс. Затраченные время и силы. В наших возможностях придумать, как этот путь облегчить, разнообразить, сделать по возможности увлекательным и захватывающим, но если хочешь прийти к заветной цели, придется шагать.

Самому.

Я пользуюсь двумя способами.

Благотворительность. Позволяет расставаться с тем, что дорого. Предмет благотворительности может быть любой: деньги, вещи, труд, время, чувства, выбирайте тот, чем лично вам труднее всего жертвовать. Не удивляйтесь последнему пункту «чувства», зачастую нам очень сложно делиться эмоциями: сопереживать, сочувствовать, сострадать, поддерживать, ободрять.

Медитация. Это и главная практика в буддизме, который проповедует непривязанность, и просто действующий инструмент. Когда я начинала свой путь, я пользовалась медитацией Рами Блекта на «Принятие Божественной Воли». Со временем я создала медитацию для себя и пользуюсь ею. Вы можете поступить также или найти свой путь.
Стоит ли бояться цифрового рабства? Давайте станем самодостаточными, научимся, наконец, ценить себя, и никакое цифровое рабство просто не сможет прийти в нашу жизнь.

Напоследок, приведу цитату великого Виктора Франкла, гуру логотерапии: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь». Пройдя нацистские концлагеря, Франкл знал, о чем говорил.

Если и мы это осознаем, мы всегда будем свободны.